Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон №118-ФЗ) внесены изменения и дополнения в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс), уточняющие основания привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с внесенными изменениями, в настоящее время объективную сторону административного правонарушения по ст. 15.15.3 Кодекса образует не только нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и порядка их предоставления. При этом, если ранее состав данного правонарушения образовывали одни и те же действия главного распорядителя и получателя бюджетных средств (далее – ГРБС, ПБС, соответственно) – нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, то в соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ, ГРБС, предоставляющий межбюджетные трансферты, несет ответственность за нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов (ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса), а финансовый орган, ГРБС, ПБС, которому предоставлены такие средства, несут ответственность за нарушение порядка и (или) условий их предоставления (расходования) (ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса).
Таким образом, в настоящее время диспозиция ст. 15.15.3 Кодекса приведена в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определившей указанное бюджетное нарушение основанием для применения бюджетных мер принуждения. При этом, необходимо отметить, что нарушение условий предоставление (расходования) межбюджетных трансфертов образуют те действия, которые допущены при их непосредственном использовании (например, необеспечение установленного соглашения о предоставлении данных средств уровня софинансирования из местного бюджета).
Кроме того, Федеральным законом № 118-ФЗ установлена административная ответственность ГРБС за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса). Данный состав административного правонарушения является специальным по отношению к составу, предусмотренному ч. 1 ст. 115.15.5 Кодекса.
Внесенными изменениями также расширена диспозиция ч. 1 ст. 15.15.4 Кодекса. Так, если ранее состав данного правонарушения образовывало нарушение ГРБС, предоставляющим бюджетные инвестиции, условия их предоставления, то в настоящее время состав данного правонарушения образуют действия по нарушению порядка осуществления (предоставления) бюджетных инвестиций, а также по неисполнению решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения об их предоставлении. При этом, субъектом данного правонарушения помимо ГРБС также является ПБС, осуществляющий бюджетные инвестиции или их предоставляющий юридическим лицам, и бюджетное (автономное) учреждение, унитарное предприятие (в случае, если последним переданы полномочия заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам осуществляется в соответствии с положениями ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), согласно которым решение о предоставлении последних принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом данными органами порядке.
Федеральным законом № 118-ФЗ также установлена административная ответственность ГРБС или ПБС, предоставляющих субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, за нарушение порядка их предоставления или неисполнения решения о предоставлении таких средств (ч. 1.1 ст. 15.15.5 Кодекса). При этом, следует учитывать, что в соответствии со ст. 78.2 БК РФ принятие решения о предоставлении указанных субсидий осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Предоставление данных средств осуществляется на основании соглашений об их предоставлении.
Статьей 15.15.5-1 Кодекса введена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания (далее – задание).
Субъектом данного правонарушения являются должностные лица бюджетных (автономных) учреждений, которым утверждены задания, а также должностные лица казенных учреждений, если в отношении таких учреждений ГРБС принято решение о формировании задания.
Учитывая, что задание формируется на соответствующий финансовый год, то вопрос о привлечении к административной ответственности по данной статье может быть рассмотрен по завершению финансового года. В этих целях подлежат сравнению плановый и фактические показатели задания, размещаемые в открытом доступе на сайте: www.bus.gov.ru.
Внесенными изменениями также расширен перечень действий, образующих составы административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 15.15.6, 15.15.7, 15.15.11 Кодекса.
Так, по статье 15.15.6 Кодекса в настоящее время событие правонарушения также образуют действие по формированию и предоставлению с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 15.15.7 Кодекса субъектом данного правонарушения являются исключительно должностные лица казенных учреждений, а его объективную сторону образует нарушение порядка бюджетного учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых денежных и бюджетных обязательств.
Следует отметить, что учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 30.12.2015 № 221н. Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных и бюджетных обязательств получателями других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
По ст. 15.15.11 Кодекса в соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ объективную сторону правонарушения образует не только несвоевременное до распорядителей или ПБС бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, но и несвоевременное распределение или отзыв бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетов обязательств.
В соответствии со ст. 219.1 БК РФ лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. При этом, порядок доведения последних в случае изменения их объемов в течение финансового года, порядка их распределения и отзыва устанавливается порядком, принимаемым соответствующим финансовым органом.
Изменения, внесенные в Кодекс Федеральным законом № 118-ФЗ, вступили в силу 18.06.2017.
Информацию подготовила помощник прокурора
Хабаровского района – Васильева Екатерина